Экологическое состояние малых рек Ростовской области
- Экология
Цель: разработка тестирования для определения уровня экологической грамотности обучающихся по основной образовательной программе среднего общего образования с учетом уровня знаний обучающихся в 10–11 классах и апробация данного тестирования в МБОУ СОШ № 32 г. Новочеркасска.
Материалы и методы. При разработке тестирования был проведен анализ литературы в области экологической безопасности, а также принято во внимание обучение в школе испытуемых групп, что являлось причиной дополнительного анализа учебных пособий по общеобразовательным предметам, связанным с экологией и (или) экологической безопасностью, с учетом того, что учебные пособия, которые были выбраны для анализа, должны состоять в федеральном перечне учебников. Описана структура теста, и приведен пример тестовых вопросов.
Результаты и обсуждения. Обработка результатов проведенного тестирования осуществлялась при помощи MS Excel. На основании полученных результатов были построены диаграммы для каждой испытуемой группы, отражающие уровень экологической грамотности каждого исследуемого класса, далее по полученным результатам обработки была построена общая сводная диаграмма, определившая уровень экологической грамотности обучающихся четырех классов. На диаграмме использовалась линия тренда как показатель роста неудовлетворительного результата тестирования.
Выводы: обучающиеся по программе среднего общего образования имеют достаточно низкий уровень экологической грамотности. Во время проверки тестов была выявлена закономерность, состоящая в том, что учащиеся отвечали правильно преимущественно на вопросы, связанные со школьными предметами. Исследования подтверждают, что экологическому образованию в школе, которому отведена лишь малая ниша только в воспитательной работе, уделяется недостаточно внимания.
doi: 10.31774/2658-7890-2021-3-2-134-145
экологическая грамотность, экологическое воспитание, тестирование, уровень экологической грамотности, экологическая безопасность, среднее общее образование
Дрововозова Г. С. Определение уровня экологической грамотности обучающихся по основной образовательной программе среднего общего образования в МБОУ СОШ № 32 г. Новочеркасска // Экология и водное хозяйство [Электронный ресурс]. 2021. Т. 3, № 2. С. 134–145. URL: http:www.rosniipm-sm1.ru/article?n=116 (дата обращения: 17.06.2021). DOI: 10.31774/2658-7890-2021-3-2-134-145.
1. Гурьева М. А. Глобальные экологические проблемы современности: тенденции [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2015. № 15. С. 42–45. URL: http:teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/15/economics/gurieva.pdf (дата обращения: 04.04.2021).
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: Приказ М-ва обр. и науки Рос. Федерации от 17 дек. 2010 г. № 1897 (с изм. на 11 дек. 2020 г.). Доступ из справ. правовой системы «Гарант».
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [Электронный ресурс]: Приказ М-ва обр. и науки Рос. Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изм. на 11 дек. 2020 г.). Доступ из справ. правовой системы «Гарант».
4. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2005. 367 с.
5. Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность [Электронный ресурс]: Приказ М-ва просвещения Рос. Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 (с изм. на 23 дек. 2020 г.). Доступ из справ. правовой системы «Гарант».
6. Габриелян О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник. 7-е изд., стер. М.: Дрофа, 2019. 191 с. (Рос. учеб.).
7. Сивоглазов В. И., Агофонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология. 10 класс. Базовый уровень: учебник. 4-е изд., стер. М.: Дрофа, 2016. 254 с. (Рос. учеб.).
8. Мякишев Г. Я., Синяков А. З. Физика. Механика. 10 класс. Углубленный уровень: учебник. 6-е изд., испр. М.: Дрофа, 2018. 510 с. (Рос. учеб.).
9. Кузнецов А. П., Ким Э. В. География. 10–11 классы. Базовый уровень: учебник. 6-е изд., пересмотр. М.: Дрофа, 2017. 367 с.
10. Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс: учеб. для общеобразоват. орг. В 2 ч. Ч. 1. 8-е изд. М.: Просвещение, 2018. 176 с. (Шк. России).
11. Поломошнова Н. Ю., Имескенова Э. Г., Бессмольная М. Я. Экология: учеб. пособие для СПО. 2-е изд., стер. СПб.: Лань, 2021. 128 с.
12. Экология и охрана окружающей среды. Практикум: учеб. пособие / В. В. Денисов, Т. И. Дрововозова, Б. И. Хорунжий, О. Ю. Шалашова. СПб.: Лань, 2017. 440 с. (Учеб. для вузов. Спец. лит.).
13. Дмитриенко В. П., Сотникова Е. В., Кривошеин Д. А. Экологическая безопасность в техносфере: учеб. пособие. СПб.: Лань, 2016. 524 с. (Учеб. для вузов. Спец. лит.).